Петрова Наталья Валериевна, музыкальный руководитель

"Роль воспитателя на музыкальном занятии и в подготовке праздничных утренников».

 Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя на музыкальном занятии

и в подготовке праздничных утренников».

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы, вместе, с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку…, и делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Как Вы считаете кому принадлежит ведущая роль на музыкальном занятии?

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Если ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, то какова роль воспитателя? Должен ли воспитатель быть пассивным?

Ведущая роль музыкального руководителя на музыкальном занятии ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

В чем проявляется активность воспитателя?

Бывает, воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.Воспитатель сидит с безучастным видом

2.Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне занятия. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Рекомендуется включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

А теперь перейдем к конкретным организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

Итак:

1. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т. д.

6. Следить за правильным выполнением детьми движений.

7. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого, своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Утренник - не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного, взрослого помощника и наставника недопустимо!

Очертим круг и тематику задач, стоя­щих на утреннике перед каждым ре­бёнком.

1. Музыкально-исполнительские: слушать музыку и сочетать с ней рит­мические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда поло­жить и др.

3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

4. Коммуникативные: что делать, ес­ли заняли «твой» стул, что делать во вре­мя выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспи­татель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё' возмущение, как быть внимательным и вежливым к товари­щу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

5. Личностно-оценочные: что де­лать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движе­ние, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео - ужас!

Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети - только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и слож­ности перестроений в танце, интони­рования при пении, исполнения партий в оркестре.

Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.

Задачи воспитателя при проведении утренника

Музыкально-исполнительские: воспитатель должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения), оркестре (не­точный ритм у некоторых детей, рас­пределение инструментов); использо­вать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способнос­ти (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Организационные: Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

Воспитатель, который выполняет, роль ведущего на музыкальном развлечении, руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. На утреннике воспитатель должен держаться свободно, естественно. Уметь организо­вать выход детей на номер, посадку, пе­рестроения, проведение игр и хорово­дов, вынос-раздачу-уборку атрибутов: уметь выбрать собственную правиль­ную позицию на «сцене» при проведе­нии каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Воспитатель должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж).

Попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником). Предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант). Например, новогодний праздник, когда дети фотографируются с Дедом Морозом т. е.  встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Эмоционально-речевые: создать воображае­мую ситуацию, эмоциональную атмосферу ут­ренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя: уместная шутка, вопрос к детям, к гостям, например: (Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?). Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, отчетливо, внятно, выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Указания де­тям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошед­шем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым, (взаимодействие со вторым воспитате­лем, персонажами, родителями); общение взрос­лого с ребёнком - умение видеть проблемы каж­дого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.

Надо признать, что проведение утренника - стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не облада­ет навыками выступлений перед зрителем. Наша задача - избежать стресса.

Методика подготовки воспитателя к прове­дению утренника включает три этапа.

1-й этап: «воспитатель как ребёнок» (пер­вые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музы­кальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, прави­ла игр, партии оркестра. Времени на это у воспи­тателя - 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель - понять изнутри музыкально-исполни­тельские трудности детей, чтобы успеть вовремя, оказать им помощь на утреннике.

2-й этап: «воспитатель  как ведущий»

(6-7-я неделя подготовки утренника). Воспита­тель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построения­ми-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель - понять и решать организационно-сценические и коммуникатив­ные проблемы.

3-й этап: «воспитатель как актёр» (за не­делю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведени­ем утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику - проведения утренника, распре­деление обязанностей, взаимодействие с персо­нажами. Цель - работа над решением собствен­ных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихо­творные тексты и инструкции-указания, адресо­ванные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещать­ся, где разложить «подсказки» в зале.

Если на всех трёх этапах воспитатель проявля­ет внимание, заинтересованность во время музы­кальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без стресса, как для детей, так и для вос­питателей и, конечно же, для музыкального руко­водителя.

Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

 Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями).  Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

 Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

  Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов».

В идеале утренник должен стать итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.

Спасибо за внимание, желаю успеха в нашей совместной работе.

18 декабря 2016 в 20:59

Прикреплённые файлы:

Документ: "Роль воспитателя на музыкальном занятии и в подготовке праздничных утренников».

Описание файла:

Файл называется: utrenik-bez-stresa_be7mq.pptx

Это официальный файл организации «Петрова Наталья Валериевна, музыкальный руководитель», в нём содержится "Роль воспитателя на музыкальном занятии и в подготовке праздничных утренников»..

Размер файла: 3,5 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.